Складские коридоры
Ненасытная Москва
В январе — марте 2014 г. девелоперы сдали в эксплуатацию в Московском регионе 240 000 кв. м (данные Cushman & Wakefield), до конца года запланирован ввод еще 1,6 млн кв. м (данные CBRE). Если все они откроются до конца декабря, то будет побит рекорд 2007 г. — 1,5 млн кв. м. Для сравнения: в 2013 г. было построено чуть более 760 000 кв. м, в 2012 г. — 640 000 кв. м, в 2011 г. — 366 000 кв. м (данные Knight Frank). Рынок поглощает все: с 2011 г. ежегодно в Москве и Подмосковье арендуется более 1 млн кв. м качественных помещений, в прошлом году взяли 1,4 млн кв. м, рассказывает Владислав Рябов, региональный директор по складской, индустриальной недвижимости и землеColliers International. В 2014 г. объем сделок будет равен объему ввода, предсказывал ранее аналитик отдела исследований CBRE Василий Григорьев. Антон Алябьев, директор отдела складских и индустриальных помещений CBRE, уверен, что столице не хватает еще 2-2,5 млн кв. м.
Планируемые мегастройки
Тормозит развитие складов и логистики в России и неразвитость транспортной инфраструктуры. Даже в Московском регионе лишь три шоссе отвечают международным стандартам: Новорижское (М9 «Балтия»), Симферопольское (М2 «Крым») и Новокаширское (М4 «Дон»), говорит Александр Чуриков из JLL. В перспективе к ним присоединится четвертая — проектирующаяся сейчас платная трасса Москва — Санкт-Петербург.
Традиционно основной грузопоток в Московском регионе проходит через транспортный коридор север — юг, рассказывает Холопов. Наибольшее предложение складов сейчас на юге Подмосковья (трасса «Дон», Симферопольское и Каширское шоссе) — около 33%. На севере (21% текущего предложения) — самая большая стройка: сказался фактор новой платной автодороги в Петербург. В 2014-2015 гг. между Ленинградским и Дмитровским будет построено около 1 млн кв. м складов, прогнозирует Антон Алябьев, директор отдела индустриальных и складских помещений CBRE.
В Подмосковье ожидается еще одна транспортная мегастройка — Малое бетонное кольцо (А107) власти планируют превратить в платную Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД), которая примет на себя поток транзитного транспорта, проходящего через регион. Будущую ЦКАД уже облюбовали складские девелоперы: на севере в непосредственной близости от А107 строятся такие крупные объекты, как «Никольское» (105 000 кв. м), «Север 2» (268 000 кв. м), «ПНК — Северное Шереметьево» (398 000 кв. м) и «Радумля» (первая фаза — 295 000 кв. м, затем еще более 400 000 кв. м), на юге — «Южные врата».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/702801/skladskie-koridory